КАК СТАТЬ КОМПОЗИТОРОМ

Бытует широко распространенное мнение - для того, чтобы писать музыку, нужно иметь огромный талант, дарованный от природы. Это так, но лишь отчасти. На самом деле, процесс сочинения музыки неразрывно связан с глубокими знаниями теории музыки, умением слушать и слышать, а главное - с титаническим желанием созидать. Вспомним слова великого П.И. Чайковского: "Гораздо полезнее заучивания теоретических правил будет чтение и анализ произведений известных сочинителей". Таким образом, композиторы - высоко образованные творческие люди, цель жизни которых заключается в увеличении объема культурного наследия. Композитор должен всегда смотреть вперед и прогнозировать тенденции развития музыкальных форм и жанровых стилей. В противном случае, потраченные ресурсы окажутся напрасными. К настоящему времени до сих пор не найдено каких-либо универсальных приемов сочинения музыки. Каждый композитор в процессе своей работы вырабатывает свой собственный алгоритм, понятный и доступный только ему самому. Поэтому в настоящем разделе я предлагаю вам ознакомиться с теоретическими материалами, составляющими основу работы над музыкальными произведениями. Все представленные книги написаны понятным доступным языком и являются простыми в освоении.

Гармония и полифония

Гармония - основная музыкальная дисциплина, вобравшая в себя важнейшие теоретические сведения о характере и построении музыкальных произведений. Главным образом изучает функциональные взаимосвязи звуков и их сочетаний. Полифония изучает функциональную взаимосвязь одновременно звучащих голосов. Ниже представлена литература по разделу.

С. Григорьев. Теоретический курс гармонииPDF (11.1 Mb)
W. Piston. НarmonyPDF (9.4 Mb)
И. Дубовский и соавт. Учебник гармонииPDF (11.2 Mb)
Т. Мюллер. ПолифонияPDF (8.6 Mb)
W. Piston. CounterpointPDF (2.9 Mb)

Музыкальные формы

Музыкальная форма - конструктивная составляющая (основа) музыкального сочинения, воплощающая в себе особенности жанра и способы сопоставления элементов мелодии. Ниже представлена литература по анализу классических музыкальных форм.

И.В. Способин. Музыкальная формаPDF (12.9 Mb)

Композиция

Композиция - творческий интеллектуальный процесс воплощения эмоций в последовательность функционально связанных звуков. Результатом является завершенная и глубоко осмысленная в музыкальном и поэтическом (при наличии текста) отношении конструкция. Ниже представлены материалы по композиции.

W. Russo. A new approach composing musicPDF (2.8 Mb)
Е. Месснер. Основы композицииPDF (9.3 Mb)

Оркестровка

Оркестровка (или инструментовка) — процесс изложения музыки с целью исполнения сочинения оркестром или ансамблем (в том числе и хором). Результатом инструментовки является партитура, представляющая собой графическое сочетание партий каждого инструмента или голоса. Такая форма изложения обеспечивает максимально быстрое прочтение нотного текста и требует глубоких знаний о технических возможностях инструментов (голосов), исполнительских приёмах и теории музыки. В наши дни работа с партитурой значительно упрощается путем использования профессиональных нотных редакторов. Ниже представлены материалы по инструментовке для симфонического оркестра.

М. Чулаки. Инструменты симфонического оркестраPDF (4.2 Mb)
Н. Римский-Корсаков. Основы оркестровкиPDF (4.9 Mb)
А. Толбин. Партитура Симфонии №1 "Блокадному Ленинграду" (первая часть)PDF (393 Kb)

Дирижирование

Помимо сочинения музыкального произведения и его оформления должным образом, композитор должен суметь донести его до слушателя. Далеко не все композиторы могут дирижировать симфоническим оркестром, поскольку дирижирование - это самостоятельная профессия, являющаяся одной из труднейших. Дирижеры имеют практически абсолютный слух, высокоразвитую моторику, глубочайшие знания и огромный опыт. Кроме того, дирижер обязан иметь "железный" характер, ведь держать под контролем 150 человек отнюдь не просто. Поэтому в данном разделе я привожу одну из наиболее известных в кругу музыкантов книг, которая позволит вам образно представить, как обучают дирижеров в высших профессиональных музыкальных учреждениях.

С. Казачков. Дирижерский аппарат и его постановкаPDF (1.9 Mb)

В заключение

Необходимо также иметь в виду, что хороший композитор обязан уметь исполнять свои сочинения на фортепиано. Для развития техники игры на фортепиано необходимо выполнять ряд упражнений. Большинство из них заложено в уже готовые композиции. В качестве примера хочу предложить наиболее доступные для исполнения (и синхронного чтения с листа) 24 прелюдии Ф. Шопена, этюды Ф. Бургмюллера и выдержку из собственной методической разработки касательно постановки руки.

F. Chopin. 24 PreludesPDF (2.5 Mb)
Ф. Бургмюллер. 25 Этюдов (op. 100)PDF (2.8 Mb)
А. Толбин. Фортепиано: играем обеими руками (выдержка из методической разработки)PDF (2.0 Mb)